Вышитые иконы монастыря Шамордино





Летом довелось побывать в Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни в Шамордино в Калужской области. Поразили вышитые иконы в соборе. Фотографировать естественно, нельзя. Но удалось купить открытки. Конечно, в бумажном, и тем более в отсканированном виде они выглядят совсем не так, как в соборе, в натуральную величину, при мерцающих свечах. Когда золотые нити и драгоценные камни отражают блики и кажется, что лики святых оживают. Это действительно завораживает. И ещё. Я, конечно, понимаю, что икона должна находиться в храме: это предмет культа и поклонения. Но обычная икона в храме полностью чернеет от свечей и кадил примерно за 80 лет. Но она поддаётся очистке и реставрации. Вышитой иконе потребуется гораздо меньше времени чтобы краски поблекли, образ потемнел, драгоценные камни и нити покрылись копотью.

Интересно, будут ли они после этого как-то реставрироваться и восстанавливаться?
Или же тенденция будет примерно такая, как выразился один подслушанный мной то-ли турист, то-ли паломник: "Монахинь много. Сошьют новые."

Ну и поскольку создатели икон во все времена не считали нужным подписывать свои работы и раскрывать свои секреты, любоваться шедеврами будем тоже не спрашивая: кто и как это сделал.

1. Спас Вседержитель.
Спас Вседержитель или Пантократор — центральный образ в иконографии Христа. Может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») Неупиваемая чаша
Иконографически восходит к типу Богородицы-Оранты. Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками.
Молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании. икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"
На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного
Сына, а в другой руке - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Плач Пресвятой Борогодицы Св. Иоанн Богослов Св. Пантелеймон Целитель
На православных иконах представлен юношей в одеянии, традиционном для изображения целителей — хитоне с золотыми нарукавниками, синей рубашке с золотым оплечьем и плаще, собранном на груди. В правой руке мученический крест, в левой — коробочка для лекарств, по форме напоминающие чудотворные реликвии. Св. преподобномученица великая княгиня Российская Елисавета Икона Царственных Мучеников Св. великомученик Николай Св. Николай Чудотворец
На иконе святой Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом ценное напоминание для верующих о том, что Николай Чудотворец не забывает о них, пребывая на Небесах, и продолжает творить добро и давать напутствие людям, созерцая свыше жизнь человеческую. На моленных иконах Николай Чудотворец чаще всего изображается по пояс. Слева в верхнем углу изображался Иисус Христос, справа – Богородица с дарованным Николаю омофором в руках. Пресвятая Богородица Калужская Богородица Семистрельная
Божья Матерь изображена на иконе с семью воткнутыми в сердце мечами. Число 7 в Св. Писании означает полноту чего-либо, а в данном случае полноту горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле. ( я обратила внимание, что эта икона есть у многих водителей автобусов с туристами и паломниками в Калужской области) Святые Сергий и Никон Радонежские Спас Нерукотворный Преподобный Амвросий Оптинский
(в миру Ал. Мих. Гренков) (1812—91)
Духовник Оптинской пустыни; один из самых значит. представителей старчества.
Для рус. культуры большое значение имели тесные отношения А. с писателями (Ф. М. Достоевским, К. Н. Леонтьевым, М. П. Погодиным, Е. Поселянином, Т. И. Филлипповым); встречался с Л. Н. Толстым. Возможно, личность А. повлияла на образ старца Зосимы в "Братьях Карамазовых" Достоевского. По инициативе и при участиии А. создан ряд обителей, в т. ч. Казанская Амвросиевская жен. пустынь в с. Шамордино Калужской губ., где А. скончался. В 1988 А. канонизирован Рус. Правосл. Церковью. Преподобный Серафим Саровский.
В глухом лесу, на половине пути от келлии к монастырю, лежал необыкновенной величины гранитный камень. Вспомнив о трудном подвиге святых столпников, о. Серафим решился принять участие в подвижничестве сего рода. Для сего он восходил, чтобы не быть ни от кого видимым, в ночное время на этот камень для усиления молитвенного подвига. Молился он обыкновенно или на ногах, или стоя на коленях, с воздетыми вверх руками, Чтобы уравнять ночные подвиги дневным, о. Серафим и в келлии имел камень. На нем он молился во время дня с утра до вечера, оставляя камень только для отдохновения от изнеможения сил и для подкрепления себя пищею. Такого рода молитвенный подвиг он нес по времени в течение тысячи суток. Святая Великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора. Когда её отец был в отъезде, она приняла христианство.
Узнав об этом, Диоскор пришёл в бешенство, избил дочь, и предал её в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.
Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя ее непреклонность, отдал на истязания: святую Варвару били воловьими жилами до тех пор, пока земля вокруг не обагрилась кровью. После избиения раны натерли власяницей. Едва живую Варвару бросили в темницу. В полночь темницу осиял несказанный Свет, и Сам Господь Иисус Христос явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны, ниспослал ее душе радость, утешил надеждою блаженства в Небесном Царстве.
Правитель приговорил её к казни. Казнь совершил сам отец.
В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать.

Сделать бесплатный сайт с uCoz