Привет.ру





О значении материалов в церковном искусстве

Апостол Петр. Икона конца 6 в., выполненная в технике энкаустики Апостол Петр. Икона конца 6 в., выполненная в технике энкаустики Переход иконописи с одного материала на другой оказался вне внимания исследователей; по крайней мере нам неизвестны специальные работы на эту тему. В Деяниях VII Вселенского Cобора, в сочинениях святых отцов если и говорится о материалах, то упоминается только цветной воск и мозаика[1] . Техника живописи того времени знала восковую темперу и масляную энкаустику, которые были унаследованы от эллинистического искусства. И в христианстве эти техники просуществовали больше тысячи лет.

Энкаустику незаметно сменила восковая темпера, а последней пришли на смену краски, тертые на яйце. Причина перехода с материала на материал, на наш взгляд, прямой связи с богословскими вопросами не имеет. Скорее переход был обусловлен практической стороной дела, потому и обойден вниманием богословов. Восковые краски, при всей их светостойкости и влагоустойчивости, были не совсем удобны в употреблении, поскольку энкаустика требовала постоянного воздействия высокой температуры[2], поэтому изограф не мог обойтись без помощника, владевшего секретом подогрева каутерия[3] и палитры. В восковой темпере же необходима термическая сплавка всех слоев, а она была сопряжена с определенными технологическими рисками. Подобные проблемы устранились с появлением яичной темперы. Другой немаловажный фактор: слой олифы давал прочную защиту живописи. Этого не могло быть у окрашенных восков из-за их повышенной пластичности, что приводило к быстрому загрязнению поверхности иконы, открыто подвергавшейся действию копоти и пыли. Читать дальше...


Категория записи: Религия и непознанное

Сделать бесплатный сайт с uCoz