Православные монастыри





Православные монастыри

/ 16:26 21.04.11


Е

Екатерининская пустынь, Московская еп., в окрестностях Подольска, близ с. Суханова.

Елецкий Успенский мужской монастырь, Черниговская еп., в Чернигове, на Болдиной горе.


Икона Умягчение Злых Сердец

/ 13:19 19.04.11

Богородица Умягчение Злых Сердец (Семистрельница)

Богородица Умягчение Злых Сердец (Семистрельница)

Икона Умягчение злых сердец (Семистрельная)

Икона Умягчение злых сердец (Семистрельная)


Второе название иконы «Симеоново Проречение». Эту икону иногда путают с иконой «Богородица Семистрельная». Разница в них в расположении мечей, пронзивших тело Богородицы. Однако в современной практике богослужения не разделяют эти два образа и объединяют дни празднования.
Мечи, пронзающие Богородицу, символизируют полноту печали и сердечной боли, перенесенные на земле Пресвятой Девой Марией. Ей возносят молитвы за умиротворение враждующих, умягчении сердца, возносят молитвы за врагов. У людей происходит облегчение душевных страданий, смягчаются враждебные отношения и приходит чувство милосердия.
День празднования иконе в неделю Всех Святых.


Таинство Святаго Крещения

/ 13:14 12.04.11


Чтобы устоять, остаться свидетелем Христовым, провозвестником Царствия Божия, новопросвещенный должен регулярно приходить в храм ко Святому Причащению и Таинству Исповеди. Без этого осуществить свое Крещение то есть стать христианином, сохранять в себе образ Христа – невозможно.

Крещение – слово славянское. В греческом языке ему соответствует глагол «баптизо», т. е. «окунать», «погружать в воду». Этим ясно означен внешний порядок действия: омовение, очищение водой. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло». (Исаия, 1,16). Славянское название «крещение» выявляет суть события, указует смысл его и цель – обновление крещенного и крестная жертва Христа связуются здесь воедино. «Крещение, по словам апостола Петра, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести». Креститься – значит возложить на себя крест, приняв закон Христов, разделить с Христом Его крестоношение. И крестное знамение, как мы увидим, будет твориться многократно на протяжении всего священнодействия крещения.
Крещение – наше духовное рождение. «Рожденное от плоти — плоть есть, а рожденное от Духа есть дух». Человек становится «отраслью единой» со Христом, как бы прививает себя к Нему в крещении. Но слишком часто церковные таинства воспринимаются как обряды, внешне, как часть благочестия или как обычай, и совсем не улавливается связь между таинствами с одной стороны, и тайной Церкви, с другой, именно с той вечной жизнью, которую Бог предлагает нам.

Таинства являются по сути действиями Божиими, совершаемыми в пределах Церкви; посредством нашего вещественного видимого мира Бог сообщает, передает нам невидимую Свою Благодать. Он доводит ее до нас как дар через вещество этого мира. Мир изуродован нами, он несет на себе последствия нашего греха, но сам по себе он безгрешен. Мироздание не выбирало ложного пути, а было направлено по нему человеком, оторвавшимся от Бога.
Мы часто говорим о грехах плоти, но забываем, что по сути это грехи, которые человеческий дух совершает над человеческой плотью. Плоть – жертва. Плоть просит всегда о том, что естественно, просто и здраво, и только человеческое воображение направляет ее выбирать, копить, искать удовольствий. Само же вещество не враждебно Богу, а создано таковым, что оно способно быть носителем Благодати Божией, быть пронизанным Божеством. Поэтому и служит освященное вещество для церковных таинств. Оно не является просто неким «символом», но действующей силой Бога, проводником, доводящим до нас через нашу телесность великие дары Божии. Если же мы понимаем это, то каким космическим явлением предстает для нас Церковь, охватывающая собой и Бога, и святых ангелов, и человека, и все вещество, сколь значима она в судьбе мироздания и сколь значимы ее таинства!
Хотя в переводе с греческого слово «церковь» и означает собрание, но главное таинственное содержание и смысл в том, что это не только человеческое сообщество, а равно и одновременно – и человеческое, и Божественное, место встречи человека и Бога. Таинства же церковные – миг, время, реальная возможность этой личной встречи Бога и человека в их взаимной отдаче друг другу, в их соединении.
Таинства совершаются Самим Богом. Никакая человеческая сила, никакая личность не в состоянии совершить его, единственный тайносовершитель – Христос. Животворящая сила Бога бывает встречена нами и питает нас жизнью воскресшего Христа. Это достверное знание христиан. Оно невидимо для глаз и не может быть неким внешним путем доказано или показано, но его можно совершенно реально пережить, ощутить и почувствовать, если мы действительно верим и понимаем, что Бог может стать плотью. Это и будет нашим личным духовным опытом.
Во Христе мы можем опытно познать, что такое человек во всем его величии и значении. Взирая друг на друга, мы видим человека реального: один лучше, другой хуже, но никто не достиг подлинной человечности. Христос – единственный, кто может показать нам в полноте, что такое человек, каким он может и должен быть. Иоанн Златоуст писал, что если мы хотим узнать, что такое человек; мы должны возвести взор к престолу Божию, и там мы увидим сидящим одесную (справа) Отца во славе – Человека Иисуса Христа.

Постепенно, через церковные таинства, и мы призваны соделываться причастниками (ближайшими участниками) Божественной природы, чадами Божиими. Церковь знает, что враг нашего спасения, хотя он и низвержен победой Христа, все же не оставляет попыток прельстить, если возможно, даже и избранных. Возвращаясь к делам повседневной жизни, новый член Церкви Христовой непременно ощутит это. Чтобы устоять, остаться свидетелем Христовым, провозвестником Царствия Божия, он должен регулярно приходить в храм ко Святому Причащению и Таинству Исповеди. Без этого осуществить свое Крещение, то есть стать христианином, сохранять в себе образ Христа – невозможно.
Святое Крещение сообразно новому рождению во Христе «от воды и Духа», и также как физически мы лишь однажды рождены, однако растем, продолжая регулярно питаться всю жизнь, так и тут мы призваны далее расти духовно, питаясь от Чаши Христовой.
Христос пришел в мир, чтобы отдать всего Себя нам, излить в Свою Чашу безпредельную любовь, запечатлев ее Крестом, плотью и кровью, «полагая душу Свою», полноту жизни Своей. В ночь до распятия Он преломил хлеб, и благословив, преподал собранным ученикам на Тайной Вечери со словами «сие есть Тело Мое», а затем благословил вино в чаше: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Итак, Сам Господь, давший заповедь о Крещении, дал также и заповедь, чтобы мы приобщались Чаше Причастия, питались плодом жизни вечной. А без этого участия, мы не сможем далее открывать в себе Христову жизнь. Не вкушая от Чаши, предостерег Он нас Сам, «вы не будете иметь в себе жизни» – разумеется той жизни, которая от Христа и во Христе. Не приступающий к Чаше Христовой, не учащийся воспринимать Христа во всех тех измерениях, которые Господь положил, скоро погружается в обмирщвление, возвращается во тьму «сени смертной».
Крещение же есть Святое Просвещение и, вместе с тем, начало дальнейшей церковной жизни. Это уже путь в свете Истины, крестный путь со Христом, который духовно продолжает тот крестный ход с зажженными свечами, когда мы все вместе пели: «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».


Беседа перед крещением (оглашение,отречение, крещение и миропомазание):…это очень серьезное действие. Нужно конечно в сердце это презрение иметь. Если у тебя нет отвержения к дьяволу, значит у тебя нет приверженности ко Христу. Вот это нужно понять. И понять – какой момент наступил в твоей жизни какой поворот в жизни происходит… Ты подтверждаешь твое сознательное приятие Спасителя…

Внешняя сторона таинств церковных – как бы оболочка, она приоткрывает тайну их содержания, ставит нас лицом к лицу с предметом нашей веры. Посмотрим, как священные действия обряда раскрывают нам начало органического соединения с Богом в своей мудрой последовательности. Прежде совершения таинства крещения бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из святых Православной Церкви.

При этом священник троекратно осеняет нарекаемого крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства.
Самому крещению предшествует оглашение. Раньше это была длительпая подготовка. Люди изучали Священное Писание, постепенно постигали смысл и правила церковной жизни, постились и получали наставление в вере. Для взрослого человека крещение должно быть непременно осознанным, так как после крещения с него другой спрос, другая сила ему дана. Христианин гораздо виновнее пред Богом за свои грехи, нежели некрещеный. Но христианин может получить и прощение через таинство покаяния. Так что человеку, готовящемуся к крещению, необходимо понять, что такое христианство и какова должна быть жизнь христианина, что мы избираем, и что запрещаем себе.
В сегодняшнем чине церковного оглашения есть чрезвычайно важные молитвы запрещения, которые читает священник. С того момента, как зло вошло в мир, диавол получил доступ так разговаривать с душой человека, как мы разговариваем друг с другом, и влагать в сердце наше все вредное. При этом он столь коварно действует, что злое представляется человеку как бы собственным в его душе. Действуя на человека, находящегося в преддверии крещения, падшие ангелы омрачают ум греховными помыслами и переживаниями, усилением страстных привычек, ожесточением сердца, надменностью, тщеславными мыслями и многим иным, чтобы воспрепятствовать Евангельской благодати и похитить слово Божие из сердца человека. Священник, призывая Святое Имя Того, Кто на кресте победил диавола, повелевает сатане отступить от создания Божия – человека. Повелевает духу лжи, духу лукавства, духу лихоимства и всякой нечистоты и слугам его, нечистым духам: «убойся, изыди и отступи от создания сего, да не возвратишься и не утаишься в нем, да не встретишь его, чтобы во вред действовать ни ночью, ни днем, ни в час полуночи, ни в полдень, но сойди во свой тартар до уготованного Великого дня Судного… Выйди вон и отступи от получившего печать новоизбранного воина Христа Бога нашего… Отступи от новозапечатанного Именем Господа нашего Иисуса Христа. Запрещаю тебе, во всем лукавому, и нечистому, и скверному, и мерзкому, и чуждому духу, силою Иисуса Христа, имеющего власть на небе и на земле, выйди из человека и впредь не входи в него. Выйди и отступи от готовящегося ко Святому просвещению. Запрещаю тебе спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, и честным Его Телом и Кровию, и страшным его Пришествием». Следует молитва к Богу: «Господи Саваоф, Боже, Израилев, исцеляющий всякий недуг и всякую немощь, обрати взор на раба Твоего, взыщи и испытай его и отгони от него все диавольские действия, запрети нечистым духам и изгони их, очисти его как создание рук Твоих, и, употребив Твое всепроникающее действие, вскоре сокруши сатану под ноги его, дай ему победу над ним и над нечистыми его духами, да получив от Тебя милость, сподобится быть причастником Бессмертных и Небесных Твоих Тайн и да будет воссылать Тебе славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков».
Высвобожденный от власти бесов, человек сознательно приступает к своему Богу Христу и Спасителю. Обращение – решающий момент в жизни человека, выбравшего христианский путь. Символом этого обращения в обряде крещения являются совершаемые крещаемым повороты. Сперва он поворачивается к западу, к ночи, спиной к алтарю. Священник трижды спрашивает его:
«Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех слуг его, и всей гордыни его?» И решившие креститься отвечают: «Отрекаюсь». Священник еще раз спрашивает: «Отрёкся ли от сатаны?» Крещаемые отвечают: «Отрекся!» Тогда священник говорит: «Так дунь на него и плюнь». Крещаемые дуют и плюют, а затем обращаются лицом на восток, к алтарю, к свету Божию, троекратно произнося: «Сочетаюсь Христу» и «Верую в Него как в Царя и Бога». И троекратно читая вслух Символ Веры (Символ Веры следует всякому православному христианину знать наизусть). Три раза затем священник спрашивает: «Христу себя вручил?» И в ответ раздается: «Вручил!» Священник: «И поклонись Ему». И ответ вместе с земным поклоном: «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной» (дословно – смотри в приложении). Затем происходит освящение воды. Священник призывает Святого Духа, чтобы Он освятил воду и, отогнав от нее диавола, сделал ее для крещаемого источником новой и святой жизни. При этом он трижды совершает в воде знамение креста сначала своей рукой, а потом освященным елеем. Крещаемого также помазывают освященным елеем – Церковь укрепляет его на борьбу со злом, которую христианин ведет всю свою жизнь, дает ему силы и радость в этой борьбе.
Помазанный елеем, он стал «воином против лукавого», который больше не имеет над ним прежней власти. И вот наступает главный момент таинства крещения – троекратное погружение в купель со словами: «Крещается раб Божий (имя крещаемого) во Имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Погружение в воду – подобие смерти Христа. Крещаемый спогребается Ему, чтобы соучаствовать и в Его Воскресении. Здесь исполняется тайна соединения человека с Богом, погружение во всецелую жизнь Христову, объемлющую смерть и воскресение. На новокрещеного надевают белую одежду – облачается раб Божий в одеяние праведности. Надевается нательный крест, как знак принадлежности к Христу.
Сразу же после крещения следует таинство миропомазания, в котором христианин получает благодатную силу Духа Святого, как некогда получили Его апостолы в день Пятидесятницы, поэтому миропомазание и называют личной Пятидесятницей. Обряд заключается в том, что священник помазывает новокрещенного особым, благоуханным священным маслом, «святым миром», состоящим из пятидесяти мастей. Кисточкой крестообразно помазываются разные части тела с произнесением слов «Печать дара Духа Святаго». Присутствующие православные христиане (кроме самого крещаемого) произносят «Аминь» (= верно). Чело или лоб помазываются для освящения ума; глаза, ноздри, уста и уши – для освящения всех пяти чувств; грудь для освящения сердца; руки и ноги – для освящения дел и «хождения пред Богом», т. е. всего жизненного уклада. Как Христос в переводе означает «помазанник Божий», так и миропомазанный вместе с Ним становится помазанником – «Христом» по словам Святых Отцов – чадом Божиим.
В древности, в Ветхом Завете помазывались лишь пророки, священники и цари. До Христа было запрещено помазывать народ. Христос же есть исполнение пророчеств, Первосвященник над всеми священниками и Царь над всеми Царствующими, открывший Царство Божие и ныне вводящий нас в него через Святое Помазание. Ветхозаветное обетование говорило про «царское священство, народ святой», согласно этому нашему царскому достоинству, призваны и могут действовать отныне все наши чувства «во Христе», т. е. согласно Христу. Духом Христовым мы открываем себе новый образ жизни, когда внутренне оказываемся мертвы для греховных стремлений и помыслов, и соответственно уклоняемся от греховных дел, «умираем греху, живем же Богу».
Об этом именно речь в последующем Апостольском чтении. Евангельское же чтение говорит о встрече с воскресшим Христом, о Его заповеди принимать Крещение и затем далее научаться соблюдать все заповеди Христа-Спасителя, Который вечно пребывает с любящими Его. Как бы малый крестный ход идет вокруг купели с зажженными свечами, знаком духовного просвещения при пении: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Крестовидное же пострижение волос на голове у крещеного еще раз свидетельствует о том, что он целиком отдает себя Богу. В древности пострижение было знамением служения и даже рабства. Но это «рабство» в данном случае, как и наименование «раб Божий», есть обозначение высшей степени свободы: свободы от рабства греху и смерти.
Крещение завершается «воцерковлением». Обычно Крещение совершается в притворе, а теперь Новокрещеный вводится в храм. Поклонение у входа в храм, посреди храма и у царских врат (центральных дверей в иконостасе, ведущих во «Святая Святых») сопровождается такими словами древних псалмов и: «Воцерковляется раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Войду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему», «Посреди Церкви воспою Тебя!» и завершается молитвой святого Симеона Богоприимца, в храме увидевшего в Младенце-Христе своего Господа и Спасителя: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Которое Ты уготовал пред лицем всех народов…». Мужчин и мальчиков вводят в алтарь, женщин и девочек подводят к иконостасу, и они прикладываются к иконе Божией Матери.
Сознательно участвуя в тайнодействиях Крещения, мы получаем незабываемый личный духовный опыт.


Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
И воскресшаго в третий день, по Писанием;
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых.
И жизни будущаго века. Аминь.

1 Верую в одного Бога Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2 И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единственного, рожденного от Отца прежде всех веков: как Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, имеющего с Отцом одно существо (ту же природу), и Которым все сотворено.
3 Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес и принявшего человеческую природу от Марии Девы чрез наитие на Нее Духа Святого, и сделавшегося человеком.
4 Распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного.
5 И воскресшего в третий день согласно с Писаниями.
6 И вознесшегося на небеса и пребывающего по правую сторону (т. е. в сиянии славы) Отца.
7 И опять Имеющего придти со славою, чтобы судить живых и мертвых. Которого Царству не будет конца.
8 И в Духа Святого, Господа, дающего всему жизнь, от Отца исходящего, почитаемого и прославляемого наравне с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков.
9 В одну святую соборную и Апостольскую Церковь.
10-Признаю одно (единственное) крещение для оставления грехов.
11-Ожидаю воскресения мертвых,
12-И жизни будущего века. Истинно, так (= Аминь).

Примечание:

В церковно-славянском языке не существует буквы ё , поутому читать следует: рожденна, несотворенна, мертвых , но ни в коем случае не: рождённа, несотворённа, мёртвых.

Также окончания «-аго», «-его» произносятся как написано, а не «-аво», «-ево».

«Вседержителя» (не: «-держателя): Всевластного, кто все содержит в бытии.

»Иже" = который. «Имже вся быша» = Которым всё получило бытие.

Слово «одесную» = с правой руки Отца, т. е. в полноте славы Бога-Троицы.

«Глаголавшаго пророки» = говорившего через пророков.

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3 Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловеч-шася.
4 Распятаго же за ны при Понтиестем Пилате, и страдавша, и погребенна,
5 и воскресшаго в третий день по Писанием.
6 И возшедшаго на небеса, и седяща одeсную Отца.
7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8 И в Духа Святого, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном с-покланяема и с-славима, глаголавшаго пророки.
«Символ Веры» на Божественной Литургии поют все в храме
«Символ Веры» на Божественной Литургии поют все в храме
9 Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.
10-Исповедую едино крещение, во оставление грехов.
11-Чаю воскресения мертвых;
12-и жизни будущаго века.
Аминь.


Христианская жизнь неразрывно связана с таинствами, совершаемыми в Церкви. Христово Евангелие с проповедью Апостолов обошло весь мир. В день сошествия Святого Духа на Апостолов после первой проповеди Апостола Петра около трех тысяч человек приняли слово его и крестились. С тех пор и по сей день многие просвещаются учением Христовым.

«37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.»
(Деяния Апостолов 2:37-47)

Жизнь в приходе продолжение первых христианских общин. Приходская жизнь делает возможным передать накопившийся опыт и традиции из поколения в поколение.

Наше поколение прихода «Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая» имеет храм, о котором мечтали и молились наши предшественники. А потом они многие годы строили, украшали и жертвовали многим. Возникает вопрос: почему они это делали? Какие у них были ценности? Подумайте, 80-е и 90-е годы, в Мюнхене православный приход насчитывает менее ста человек и пополнению в той ситуации казалось бы и взяться неоткуда. Несмотря на это прихожане решаются на приобретение своего храма на восемьсот человек. Храм, который на Пасху теперь не вмещает всех желающих, многие годы созидался немногими. Христианская жизнь во всей полноте с богослужениями и таинствами, крестинами и отпеваниями, постами и праздниками, заботами по дому, учебой и работой была их жизнью. В такой атмосфере не мог возникнуть вопрос «Сколько заплатить за панихиду или крещение?» Внутреннее чувство подсказывало им сообразно с ситуацией меру и форму участия в жизни прихода. Именно, не оплата требы или таинства, а участие в жизни Церкви. В нашем приходе никогда не назначались цены на священнодействия. Из любви к Богу, к Церкви, к храму и к своему приходу каждый жертвовал охотно. Докозательством тому сам храм такой, какой он есть сегодня, в котором по сей день продолжаются строительные работы по его украшению, совершаются Богослужения, действует приходская школа. Эту традицию мы приняли, хотим сохранить и передать ее следующим поколениям. Наши пастыри всю свою жизнь посвящают служению Богу и об их участии в жизни прихожан знает каждый, кто хоть раз обращался за помощью. Мы говорим «Батюшка», потому-что чувствуем себя его чадами. Любящие чада заботятся о своих родителях. Если мы имеем эту заповедь от Бога о тех, кто нас родил и растил в детстве, то конечно же и о тех кто нас воспитывает духовно и помогает идти по жизни.
Кто может в деньгах оценить таинство? Не безумие ли это? Бесценный дар Божий – все, что сохраняется и даруется верующим во святой Его Церкви. Наипервейшее, открывающее доступ ко всем остальным Таинство Крещения. Совершается единственный раз в жизни, и с того момента Господь эту душу называет своей и имеет о ней попечение до конца жизни земной. Это открывает себе человек в течении всей своей жизни через другие Таинства. Такая душа имеет обетование и жизни вечной.
Людям, которые не имели возможность расти в православном приходе, трудно найти правильное решение о пожертвовании храму и священнослужителю. Бог смотрит в сердце, ведает наши мысли, чувства и намерения.

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.»(2 послание Ап.Павла Коринфянам 9:7)

«давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Евангелие от Луки 6:38)

Родился и растет маленький человек. Сколько попечений о его здоровье. Он еще не научился ходить, но ему покупают ботиночки удобные, чтобы ножка правильно формировалась. А через несколько месяцев они уже малы. И снова нужны удобные, теплые, качественные ботиночки. И так сколько лет, пока человек вырастет! Да и взрослый имеет тоже попечение. Мы тратим наши средства. Кто скажет, что ему ноги ребенка важнее души? Это всего лишь один пример, но если вдуматься в это, то не будет сомнений, как правильно пожертвовать и в храм и священнослужителю при таинстве Крещения, когда речь идет о всей жизни и вечности.

Ваше пожертвование на храм лучше сделать заранее, Вы можете заполнить эл.формуляр разового пожертвования с указанием назначения («Taufe», в поле «Ihre Anmerkung» укажите намеченную дату Крещения). Конечно же и в сам день совершения таинства будет правильно отблагодарить священнослужителя, который совершил таинство Крещения, и уже во все время подготовки откликался на Ваши вопросы, терпеливо старался объяснять непонятные стороны как самого Таинства, так и дальнейшего христианского пути, может быть помог Вам сделать важный шаг в духовной жизни это первая исповедь спустя много лет.




Только в том случае и можно крестить младенца, когда есть христианские воспитатели, чтобы духовное рождение не завершилось духовной смертью. Ибо без веры – и без верности Слову Божию – крещение собственное или крещение чьего-либо младенца может обратиться по легкомыслию кощунственной пародией, чудовищной ложью. По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей — это и вопрос спасения души самих родителей. Верующие родители должны как можно раньше крестить своего ребенка и с того времени ходить с ним в Церковь, регулярно причащать его, с младенчества молиться о нем и при нем вслух, в свое время обучить его молитвам и основам веры. Главное — своей душой, своим примером, «иерархией ценностей» в своей жизни привить ребенку христианское мировоззрение и соответствующее устроение души. Взрослым (как крестным, так и родителям) следует по случаю крещения приготовиться, подойти к таинству исповедания грехов в беседе со священником перед Крестом и Евангелием, а затем на ближайшей по времени Литургии, когда причащают ребенка, также причаститься от Чаши Христовой.

Крестный/-ая не просто «милый человек», а человек, которому Церковь не чужда! Таковые встречаются в современном мире достаточно редко. Но, во-первых, таковых все же при желании можно найти, а во-вторых, люди таковыми могут стать. Когда крестят младенца, крестные отец и мать представляют крещаемого Церкви. Они берут на себя обязательства по христианскому воспитанию ребенка, его духовному росту, и вначале совершают вместе с ним предписанные церковные действия. Поскольку крестные исповедуют веру, крещение становится и для них обновлением и новым началом возрастания в вере. Принимающий от купели во всяком случае должен сам уже быть крещен в Православии и знать «Символ веры» наизусть, или по меньшей мере осмысленно читать «Символ веры». Крестные родители призваны принимать участие в возрастании ребенка в вере, не только один раз, но регулярно приводить в храм ко Святому Причащению, а с семилетняго возраста на исповедь, поддерживать родителей в благочестии.

Крещение это не некое магическое действие, которое должно сделать человека счастливым и жизнь его прекрасным. Крещение это желание войти в Царство Божие, это выбор в пользу Царства Добра и Света и отречения от греха и зла. Крещение не может обезопасить нас от свободы выбора, и мы как и до крещения, так и после свободно можем совершать и доброе и злое. Поэтому важно восприятие самого Таинства и четкое осознание, что Крещение это не земное благополучие и счастье, а вечная жизнь со Христом, а если без Крещения, то вечная смерть в преисподней. Тяготы же и испытания жизни необходимы для нашего исправления и для того, чтобы успешно преодолеть их необходимо почаще приходить в храм Божий исповедоваться и Причащаться, и не думать, что «достаточно поставить свечку» или «крестился и хватит». Нужно постоянно учиться духовной жизни и постоянно молиться.

Младенцы не исповедуются и не постятся, но взрослые причащаются натощак (не есть, не пить, не курить с вечера – т. е. не вкушать ничего после полуночи). Таким образом первое, что мы вкушаем в тот день – Святыня Христова. В дальнейшем же следует учиться самому и возрастать в вере: например, читать «Закон Божий» и Евангелие; участвовать в молитвенной жизни Церкви; читать (или лучше петь) молитвы ребенку, который будет легко и естественно усваивать их – особенно вечером как тихое приготовление ко сну.

Младенцу:
Естественно – все обычные детские вещи(1). По ходу действия, может быть, придется дать попить чайку или даже покормить, а в крайнем случае и перепеленать.
Два махровых полотенца(2), одно – чтобы принимать от купели, а второе – чтобы вытереть насухо.
Белая рубашка(3), например, футболка на взрослого (без мики-маусов или надписей!). Эту белую рубашку вручает священник как «ризу светлу» после погружения, поэтому ее следует отдать священнослужителю до начала богослужения – не надевать заранее.
Крестик(4). На православном крестике сзади вычеканены слова: «Спаси и сохрани». Формы православных крестиков отличаются от западных. Такой крестик можно приобрести заранее в храме при предшествующем крещению посещении. В крайнем случае крестик можно приобрести непосредственно перед крещением, но тогда об этом следует предупредить по телефону, поскольку священник не занимается продажей, да и выбор будет меньше.
Одеяльце(5) – не слишком короткое, иначе торчат ножки.

Взрослому крещаемому:
Смена белья(1) и два больших полотенца(2). Женщины погружаются в длинной белой рубахе, которая выдается до крещения. Мужчины погружаются в плавках или иных подходящих трусах.
Крестик(3). На православном крестике сзади вычеканены слова: «Спаси и сохрани». Формы православных крестиков отличаются от западных. Такой крестик можно приобрести заранее в храме при предшествующем крещению посещении. В крайнем случае крестик можно приобрести непосредственно перед крещением, но тогда об этом следует предупредить по телефону, поскольку священник не занимается продажей, да и выбор будет меньше.
Тапочки(4), поскольку по погружении миропомазуются ноги и поэтому носки/ботинки не надевают.
Белую рубаху(5) («ризу светлу») можно сшить из белого хлопка самим, или же ее надо, по договоренности со священником, получить напрокат в храме. Кроме того, взрослый прошел обучение (6) в вере, при котором также обсуждались все конкретные вопросы.


Так велико число обрядов в Православной нашей Церкви! Но Таинств только семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Елеосвящение, Брак, и Священство. Такое число Таинств церковных признается не только Православной Церковью, но и единогласно всеми другими ветвями Христовой Церкви, отпавшими от нее с древних времен: католики, армяно-григориане, несториане, копты, абиссинцы совершенно согласно между собою признают одни и те же Таинства в одинаковом их числе. Лишь протестантские общины отвергли большую часть Таинств и оставили только два (Крещение и Причащение) или три (англикане склонны признавать и Священство). На тех же основаниях, как и протестанты, то есть благодаря вкривь и вкось толкованию Слова Божия, подобное толкование неизбежно происходит, когда высшим критерием его понимания ставится единоличный разум каждого, когда этот разум горделиво возносится над общим сознанием Церкви, в последующих сектантских разветвлениях протестантизма отвергаются и все Таинства, как отвергаются или искажаются и другие самые существенные и самые дорогие верования Церкви.

Крещение

В порядке совершения над каждым членом Церкви первое Таинство есть Крещение, которое служит как бы дверью в Церковь и без которого ни для кого не доступны прочие Таинства. Это Таинство называется Таинством нового рождения. После грехопадения прародителей все люди рождаются от крови родителей, от хотения плоти, от хотения мужа (Ин. 1, 13). Но рожденное от плоти по слову Спасителя, есть плотъ, а потому и не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5-6). Чтобы иметь возможность войти в это Царство и сделаться причастником вечной жизни, должно родиться свыше (Ин. 3, 3 и 7 ), без рождения человек как мертвый во грехах (Кол. 2, 13) и подверженный власти диавола, есть только как бы animal sapiens. Это-то рождение свыше и происходит таинственным и неизреченным путем в Таинстве Крещения. При погружении крещаемого в воду со словами: во имя Отца и Сына и Святого Духа, крещаемый наитием Святого Духа, по вере в Иисуса Христа, Сына Божия, Крестом Своим искупившего нас от древней клятвы, избавляясь от власти и рабства диавола (Евр. 2, 14-15), становится рожденным от Бога. Таинство Крещения хотя и снимает с человека первородный и личный грехи, но не уничтожает в греховном организме человека следов тех злых качеств, которые он унаследовал от предков и которые своими собственными злыми деяниями создал в себе до обращения ко Христу (если крестится взрослый), т.е. не уничтожает в нем наклонности ко греху. Правда, в глубине человеческого существа в центре самосознания и самоопределения уже занимает место Божественное начало, но на периферии этого существа во всех остальных частях психического организма эта наклонность остается живою, пока сам человек не умертвит ее в себе собственным личным трудом. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим. 7, 13-25).


Ангел-хранитель

/ 17:21 30.12.10



Ангел-хранитель

Картина из кристаллов Swarovski «Ангел-хранитель»


Квантовая логика в богословии

/ 11:27 30.12.10

Первые учителя христианской церкви подходили к богословию творчески, в духе своего времени, используя современные им философские понятия, за неимением научных, поскольку науки как таковой тогда еще не было. Так, святой Александр Александрийский в начале IV века, обличая Ария, по выражению Сократа Схоластика, «богословствовал по-философски». Однако на данном этапе развития человечества, в условиях кризиса современной философии и фантастическом развития науки, богословие должно использовать в своих целях современный нам научный потенциал. Известно, что и богословие и квантовая механика рассматривают такие понятия и обьекты, которые находятся вне пределов нашего чувственного восприятия, не имеют наглядности и познаются только интеллектом, то есть умопостигаемые по их проявлениям. В первом случае это Бог и душа человека, во втором – физика элементарных частиц и если цели разные, то инструменты познания аналогичны. Это фундаментальная теория, математический аппарат и практический эксперимент с одной стороны и слово Божие, умная молитва и аскетическая практика с другой. Можно сказать, в обоих случаях процесс познания во всей полноте: дух и душа и тело во всей целости (1 Фес. 5. 23), значит, общей должна быть и логика мышления, отличная от так называемого здравого смысла. Очевидно, такую логику имеет в виду апостол Павел, когда говорит: Будь безумным, чтоб быть мудрым, ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор.3.18-19). Следовательно, можно воспользоваться передовым научным методом и использовать квантовую механику для исследования некоторых богословских концепций.

Принцип целостности из квантовой теории говорит о неких взаимосвязях и взаимодействии субьекта с обьектом в процессе исследования. В богословской интерпретации его следует понимать таким образом, что при исследовании Библии как обьекта возможность понимания её текста полностью зависит от состояния читателя как субьекта. Отсюда следует, чтобы правильно понимать текст Библии, надо сначала очистить свою душу от страстей, а совесть от грехов и тогда чистые сердцем Бога узрят (Мат.5.8). Однако, в связи с утратой аскетической практики и умной молитвы, сейчас очень мало людей, которые могли бы не просто знать, а понимать Библию. Нужно осознать, что примитивное буквальное понимание текстов Священного Писания недопустимо, апостол Павел учит, что буква убивает, а дух животворит (2 Кор.3.6).

Святой Кассиан Римлянин приводит пример такого буквального понимания слов Евангелия «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мат.10.38). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, а смех… Далее он указывает на четыре уровня понимания смысла слов Библии, когда один и тот же Иерусалим можно понимать в четверояком смысле, – в историческом смысле он есть город Иудеев; в аллегорическом – есть церковь Христова; в анагогическом – есть город Бога небесный, который есть матерь всем нам; в тропологическом – есть душа человека, которую часто под этим именем Господь порицает или похваляет [1].

О четырех уровнях восприятия слов Священного Писания пишет и блаженный Августин: Некоторыми толкователями Писаний рекомендуются четыре способа изьяснения Закона, названия которых могут быть приведены по-гречески, а определены и разьяснены по-латыни, именно – исторический, аллегорический, аналогический и этиологический, – исторический, когда припоминается какое-либо божественное или человеческое действие, аллегорический, когда изречения понимаются иносказательно, аналогический, когда указывается согласие Ветхого и Нового Заветов, этиологический, когда приводятся причины слов и действий [2].

Слова святых отцов о возможности четырёх вариантов понимания одних и тех же слов Библии находят своё подтверждение и в самой Библии. Так, апостол Павел пишет, что истина для святых имеет четыре измерения: широта и долгота, и глубина, и высота (Еф.3.18). В послании к Тимофею он же учит, что всё Писание богодухновенно – и называет тоже четыре варианта – для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим.3.16).

Эти четыре уровня понимания текста Библии в соответствии с квантовой теорией можно отождествить с волновым пакетом, когда после взаимодействия «исследователь + Библия» происходит редукция волнового пакета и в процессе познания реализуется один из вариантов. В наше время, как правило, буквальный, самый примитивный или как называют его святые отцы исторический.

Известно, что очень многое, если не все, Христос ставил в зависимость от веры, которая по словам апостола Павла, напрямую зависит от состояния совести (1 Тим.1.19; 3.9). Тогда в соответствии с принципом целостности, можно утверждать, что наше личное восприятие Библии, значит, познание духовной истины, зависит не только от интеллекта – в процессе познания участвует совесть. Отсюда следует, что человек, не очистивший совесть, не может иметь правильной веры и, соответственно, глубоко и полно понимать Священное Писание.

Вот почему проповедь Нового Завета началась с призыва «покайтесь!»: покаяние очищает совесть. Об этом пишут апостолы: Кровь Христа очищает совесть нашу от грехов… Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он простит нам грехи и очистит совесть… Покаяние и обещание Богу доброй совести спасает нас [3]. Значит, если наше раскаяние искреннее и полное, то грехи прощаются и совесть очищается. Тогда христианин с чистой совестью приходит в состояние «возможности понимать» текст Библии, после этого наступает очередь состояния «способности понимать», которая уже зависит от интеллекта. Наличие чистой совести есть необходимое, но недостаточное условие для понимания текстов Библии. Поэтому для познания истины духовной, в отличие от занятий наукой, необходимо сочетание чистой совести и высокого интеллекта.

Нужно отметить, что очищение совести происходит после избавления от страстей и помыслов, это процесс длительный и в современных условиях после сексуальной революции маловероятный. Тотальная пропаганда секса, стимулирование сексуальности, толерантность к разврату и извращениям делают в принципе невозможной жизнь по христианским заповедям вследствие сильного влияния впечатлений на мышление. Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй», а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею (Мат.5.27-28).

В заключение, в связи с наличием четырёх уровней понимания текста Библии, нужно добавить, что логика текста Библии отличается от классической или формальной логики тем, что она может быть дискретной, то есть отсутствие в тексте близкого контекста. В связи с этим, отдельные высказывания, предложения или абзацы следует рассматривать отдельно, вне близкого контекста, только в общем контексте Евангелия.

В Библии говорится о вселенной, что она состоит из земли и неба, соответственно, мира видимого и невидимого. Интересно, что современной науке известно о материи вселенной тоже два состояния: вещество и поле, опять же видимое и невидимое. При этом в науке нет принципиального разделения материи на живую и неживую. Отсюда, рассуждая о человеческой и божественной природах, не вводя новых сущностей, в рамках существующей научной парадигмы человеческую природу следует отождествить с веществом, а божественную природу с полем. Вещество обладает корпускулярными свойствами, а поле – волновыми.

Понятие поля, применительно к божественной природе, вполне соответствует описанию свойств божественной природы святыми отцами. Так, Иоанн Дамаскин пишет, что божественная природа чрез все проникает, не смешиваясь с этим, а чрез нее самое – ничто… Должно же знать, что хотя мы говорим, что естества Господа проникают – одно в другое, однако, мы знаем, что это проникновение произошло от божественного естества. Ибо это чрез все проходит, как желает, и проникает, а чрез него – ничто; и это уделяет плоти свои собственные свойства [4]. Науке пока известны четыре вида физических полей, однако, сверх этого введены понятия этнических полей с пассионарной энергией; морфогенетических полей, которые неэнергетичны и могут быть названы информационными полями; существует область сверхслабых взаимодействий. Отсюда, принимая во внимание, что современная наука располагает данными о материи, которая составляет в совокупности не более 5 % от всей массы-энергии вселенной можно допустить, что одни поля материальны, а другие нематериальны. Тогда в виде гипотезы для божественной природы можно ввести понятие духовных полей, которые неэнергетичны и неэнтропийны, нематериальны и не измеряемы. Недавно известный физик-астроном А. Черепащук сказал: «Для физиков в качестве Бога может рассматриваться скалярное поле, которое не открыто, но наличие которого следует из теории».

О Христе святой Иоанн Дамаскин пишет: не было, и нет, и никогда не будет другого Христа, состоящего как из божества, так и человечества, пребывающего в божестве и человечестве, который один и тот же – совершенный Бог и совершенный человек [5]. По халкидонской формуле две природы во Христе, божественная и человеческая, соединены неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно. Парадоксальное, логически противоречивое состояние неслитно и нераздельно понять невозможно – в него нужно верить. В соответствии с ним святые отцы учили, что личность Христа в Евангелии нужно всегда рассматривать двойственно: в одних состояниях как Бога, воскрешающего мёртвых – в других как человека, по природе жаждущего или страдающего. Значит, личность Христа – понятие квантовое, поскольку точно соответствует понятию корпускулярно-волнового дуализма, который подразумевает возможность описания одного и того же объекта как частицы и как волны. Можно сказать, что впервые процедуру квантования, то есть раздельного рассмотрения двух природ в христологическом контексте, сделали святые отцы в V веке на IV Вселенском соборе.

Исходя из вышеизложенного следует, что Сын Божий, сущий в недре Отчем (Иоан.1.18), находится на небесах, в физическом вакууме где-то в космосе, обладает божественной природой с волновыми свойствами и до появления на планете Земля Иисуса не имел корпускулярных свойств, потому что как Бог не имеет плоти. Квантовым объектом личность Иисуса Христа становится в состоянии после соединения двух природ Сына Божьего и Сына Человеческого. Вот как об этом говорится в нашем Символе Веры: Иже от Отца рожденного прежде всех век… сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося.

Таким образом, имеем:

1. от Отца рожденного прежде всех век – это Сын Божий, обладающий одной божественной природой.

2. воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы – это Сын Человеческий Иисус, обладающий одной человеческой природой.

3. вочеловечившегося – это квантовое состояние двух природ, после соединения божественной природы Сына Божьего с человеческой природой Сына Человеческого, в личности Христа: Слово стало плотью (Иоан.1.14).

Слово Божие соединилось с плотью при помощи ума… ум сделался местом ипостасно соединённого с ним божества [6]. В данном случае под умом следует подразумевать разумную часть души человека, её ментальное тело или поле [7], наличием которого душа человека отличается от души животных. В соответствии с христианскими догматами личность Христа обладает двумя природами и двумя волями. Свободная воля человека есть принадлежность ментального тела и природа человеческая не может иметь две разные свободные воли. Поэтому соединение двух природ, Сына Божьего и Сына Человеческого, с двумя волями в личности Иисуса Христа можно объяснить через состояние квантовой запутанности и нелокальности. Соответственно, Иисус Христос мог выделять своим вниманием ту и другую волю, подчинять волю человеческую воле Божьей, переключаться в то или иное состояние.

Теоретические разработки и экспериментальные результаты последнего времени в области физики квантовой информации, квантовой криптографии и квантовых компьютеров, установили наличие квантовой запутанности и нелокальности на фундаментальном уровне бытия. Тогда можно сказать, что и духовная реальность является квантовой и этому можно найти подтверждение в Библии. Так, апостол Павел учит о церкви как о теле Христовом, где отдельные христиане являются разными членами одного тела (1 Кор.12.12-27). В соответствии с квантовой теорией эти слова можно понять как состояние квантовой запутанности. Далее, слова Иисуса Христа об ангелах-хранителях души человека, которые всегда видят лицо Отца Небесного (Мат.18.10), можно понять через состояние квантовой нелокальности, поскольку ангел-хранитель не может в случае необходимости терять время на дорогу к душе человека со скоростью не выше скорости света, значит, эти явления мгновенны.

Квантовая запутанность и нелокальность не имеет классического аналога и не может быть объяснена в рамках классической физики. Это своего рода телепатическая связь между объектами на любом расстоянии, сознательная или бессознательная. Такой сверхестественный контакт удалённых объектов классической физикой не объясняется. В отличие от обычных взаимодействий, ограниченных той же скоростью света, в запутанном состоянии нелокальные корреляции действуют мгновенно, то есть изменение одной части системы в тот же самый момент сказывается на другой части независимо от расстояния между ними. Например, актёр мажет макияж или просто корчит рожи перед зеркалом, которое мгновенно реагирует на изменения, тогда в состоянии квантовой нелокальности с таким же эффектом актёр и его отражение могут находиться в разных концах вселенной.

Далее, рассмотрим к чему приводит незначительное отклонение от христианских догматов в учении церкви, которое превратилось в закрытую систему. В соответствии с одной из интерпретаций статистической механики имеется закон, согласно которому частичное неведение будет быстро возрастать и вскоре… превратится в тотальное неведение. Как отметил Макс Борн, достаточно того, что нам неизвестна координата или неизвестен импульс одной единственной молекулы: при этом допущении наше незнание вскоре распространится на всю систему, причем даже если вначале были известны точные координаты и импульсы всех других молекул. «Необратимость, – пишет он, – является, таким образом, следствием явного введения неведения в наши фундаментальные законы». Возрастание незнания действительно обнаруживает общие черты с больцмановским возрастанием беспорядка. Вместе с тем это достаточно различные явления. Главная отличительная особенность состоит в том, что неведение всегда возрастает [8].

Известно, что святые отцы называли духовное неведение величайшим из зол. Вероятно, причиной такого отношения является то, что попавшее в учение неведение всегда возрастает, поэтому одно неправильное частное определение впоследствии искажает общее понятие о Боге. Таким образом видно, – пишет Василий Великий, – что погрешность в одном из предметов веры есть отрицание всего Божества [9]. Его слова соответствуют апостольскому пониманию веры: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак.2.10). Духовная эволюция через христианскую церковь развивается по термодинамической модели в изолированных системах с ростом энтропии, которая работает как принцип естественного отбора. Как же спасти душу в таких условиях? Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим.12.17-21), поэтому величайшей из добродетелей святые отцы называли рассуждение. Апостол Павел учит: Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор.11.19) – искусные в рассуждении. Апостол призывает к открытой дискуссии, потому что только свободное рассуждение побеждает неведение. Вот почему христианам во все времена необходимы свободные открытые богословские дискусии в вопросах вероучения.

В связи с вышеизложенным, снова возвращаюсь к своему вопросу: «Есть ли у Бога мать?» [10]. Рассмотрим как частное понятие «мать Бога» повлияло на общую концепцию Бога. Из истории видно, что утверждённое в V веке на III Вселенском соборе в качестве догмата, неопределенное ограниченное понятие «Богородица» превратилось к VIII веку в неограниченное понятие «Царица неба и земли». Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной, – такими словами И. Дамаскина из «Точного изложения православной веры» начинает Игнатий Брянчанинов в XIX веке свое «Изложение учения Православной церкви о Божией Матери» [11].

Только Бог по своей божественной нетварной природе выше всей иерархии ангелов, однако, появилась «мать Бога», которая по статусу тоже выше ангелов. С одной стороны Мария – человек и по своей человеческой природе она сотворена, значит, не Бог – с другой стороны она выше всех ангелов как Бог. Кто и когда назначил Марию «Царицей неба и земли»? – в Евангелии нет такой должности. Значит, незначительный неверный догмат «Богородица», который был принят в христологичеком контексте, со временем сам распространился, вырос до «Царицы неба и земли» и стал самостоятельным разделом в христианском богословии «мариологией», как наглядный пример возрастания духовного невежества. Следовательно, духовное неведение, которое отождествляется со злом, распространилось на все православное понятие о Боге и стало тотальным.

Однако, вышеупомянутая процедура квантования догмата «Богородица» оставляет нам только человека Марию и евангельское понятие «мать Иисуса», потому что даже самые последовательные и фанатичные почитатели «Божией Матери» открыто не признают её Богом. Таким образом, квантовая логика в богословии устраняет, имеющуюся на сегодняшний день, неопределенность догмата «Богородица». Мать человека Иисуса не может быть одновременно «матерью Бога», поскольку личность Марии обладает одной человеческой природой и её нельзя рассматривать двойственно, как личность Христа, Богом и человеком. Нельзя смешивать разные природы, поскольку рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от духа есть дух (Иоан.3.6).

[1] Преп. И.Кассиан Римлянин. Писания. М.: СТС Лавра, РФМ, 1993. С. 307, 426 (Собес.8-3, 14-8).

[2] Бл. Августин. Творения. О книге Бытия. М.: «Паломник», 1997. Кн. неоконченная. Гл. 2. С. 98.

[3] Евр.9.14,28; 1 Иоан.1.8-9; 1 Пет.3.21.

[4] Св. И.Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: «Лодья», 1998. С. 114 (Кн.1. Гл.14); С. 210 (Кн.3. Гл.7).

[5] Там же. С. 198 (Кн. 3. Гл. 3).

[6] Там же. С. 206-207 (Кн.3. Гл.6).

[7] Ю. М. Еловиков «О душе человека».

[8] К.Р.Поппер. Квантовая теория и раскол в физике. М.: «Логос», 1998. С. 70.

[9] Творения Василия Великого. М.: «Паломник», 1993. /по изд. 1846 г./ Часть IV. С. 390 (Беседа 24).

[10] Ю.М.Еловиков. Интеллектуальное богословие. Пермь: ИПК «Звезда», 2002. Глава II.

[11] Творения святителя Игнатия. М.: Сретенский монастырь, 1997. Т.4. С. 391.


Сделать бесплатный сайт с uCoz