Дорогой Валерий Григорьевич! Храни Вас Господь, подай, Боже Святый, здравие для труда и служения.
Последний ли выпуск? Как Богу будет угодно. С нетерпением ожидать буду 10-ый, адрес мой у Вас верен. С Богом!
БЛАГОСЛОВИ ДУШЕ МОЯ ГОСПОДА!
В ТЕМЕ: "Покрый нас кровом крылу Твоею" Современная полиграфическая икона.
Котловка.ру
«Покрый нас кровом крылу Твоею».
Икона Божией Матери
Начало XVIII века. Москва. Оружейная палата.
Дерево, левкас, темпера. Оклад - серебро, золочение (огневое), чеканка, гравировка, канфарение, стразы. 30 х 19,8 см.
Икона Богоматери «Покрый нас кровом крылу Твоею» - редкостный по художественному качеству и уникальный по иконографии памятник петровского времени. Крылатая Пресвятая Дева раскрывает над верными свой плащ-покров. По сторонам - группы праведников. Тексты в картуше и на бандероли - «Покрый насъ кровомъ крылу твоею» и «Покрыю ихъ яко познаша имя Мое» - вместе образуют своего рода диалог. Под крыльями текст «Дани быша жене две крыле орла вилека», указывающий на литературный источник этой иконографии, — Апокалипсис (12:14). Здесь сочетаются темы Покрова Богоматери, причем в западноевропейском варианте (тип «Misericordia»), и Апокалиптической Жены. Внизу помещены вирши, что нередко встречается в русских иконах со второй половины XVII в.: Ведущих пр(есвя)тое имя Твое Мати обещаешь покровом своимъ покрывати.// Азъ всегда М(а)риею Тебе нарицаю, Покрый мя убо яко имя Твое знаю. Как и в некоторых других русских позднесредневековых произведениях, в этой иконе в качестве образца использована украинская книжная гравюра, а именно иллюстрация из книги свт. Дмитрия Ростовского «Руно Орошенное». В её иконографии заложено принципиальное для православия отличие от традиционного понимания образа Апокалиптической Жены. По толкованию прп. Андрея Кесарийского к гл. 12 Апокалипсиса (12:14), Жена, которой даны были «два завета или два крыла орла», это Церковь. В русских рукописных Апокалипсисах в строгом соответствии с этим толкованием, в иллюстрациях к тому же тексту изображается не Богоматерь, а крылатая Жена, олицетворяющая Церковь. Можно проследить возникновение этой иконографии на украинской почве. Апокалиптическая Жена - Богоматерь в представленном иконографическим изводе - впервые появляется в Киево-Печерском патерике, изданном в 1661 г. в Киеве. На фронтисписе помещена сложная композиция, типа конклюзии, где присутствует образ крылатой Богоматери в венце и с раскрытым над гербом России и Киево-Печерской Лаврой покровом-плащом. По сторонам от Девы Марии - бандероли с текстами из Апокалипсиса. От изображенных внизу композиции иноков к Богоматери взвиваются бандероли со словами «Покрый нас кровом крылу Твоею» (слева) и «Во кровех крылу твоею возрадуемся» (справа). Позднее Богоматерь с крыльями (Апокалиптическая Жена) появляется и в других киевских изданиях. Тема предстательства Пресвятой Девы комментируется свт. Димитрием в «Руне Орошенном»: «Одевает нас Пречистая Дева милостью своею, егда покрывает честным своим омофором». Там же, в беседе, посвященной Богородице «Взбранной воеводе», святитель пишет о «Жене облеченной в солнце» как о предзнаменовавшей Пречистую Деву, «очесом есть много учителей церковных согласие». В одной из последних бесед «Руна» Дмитрий Ростовский так объясняет образ Апокалиптической Жены: «...Мати нашей Преблагословенной даны быша два крыле Орла великаго, то упованием яко она покрыеть ны кровом крилу своею, извещаемся о покровительстве ея от Андрея с(вя)таго Юродивого, сей виде ю въ влахернстей церкви людие покрывающую...». Видимо, нетрадиционная интерпретация гл. 14 из Апокалипсиса и явное влияние западной иконографии помешало широкому проникновению этого сюжета в русскую иконопись. К выполнению уникального замысла были привлечены блистательные мастера. Отточенная манера многослойного письма личного на иконе выдержана в лучших традициях «живоподобия» царских мастеров. Колорит иконы построен на сочетании изысканных оттенков зеленых, коралловых, сиреневых цветов. В разделках одежд, в орнаментах обильно использовано золото. Композиционное мастерство, характер живописи, насыщенной светом и цветом, с тончайшими переходами от оттенка к оттенку, говорят об иконописце, прекрасно владевшем всем художественным арсеналом царских мастеров. Икона дополнена великолепным серебряным окладом, на котором мастер-серебреник воспроизвел все закрытые детали композиции и надписи. Для украшения оклада ювелир использовал мотивы лозы, тюльпаны, композиции из фруктов, проникшие в иконопись и прикладное искусство из гравюры и активно использовавшиеся в декорировке окладов рубежа XVII-XVIII вв. Л. Тарасенко.
|
|