Никольский Благовест N 18 (583), 21 августа 2011 г.





Мф. 17, 21

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

Грехопадение первых людей сделало человеческую душу доступной для проникновения в нее мрачных враждебных сил. Если бы Господь наделил нас внутренним зрением, каждый ужаснулся бы, увидев, какой клубок отвратительных змей гнездится в наших сердцах. Если человек не хочет или не умеет бороться со своей душевной нечистотой, он рано или поздно становится игрушкой духов зла, жалким рабом страстей и пороков. Иногда господствующий над таким человеком демон видимым образом насмехается над ним, заставляя впадать в дикое и безобразное буйство. Подобное состояние называется одержимостью или беснованием, избавление от него сопряжено с великим трудностями.

Случается, что от вторжения злого духа не спасает даже детская чистота, демон вселяется в душу ребенка. Это происходит "по грехам родительским", когда дитя с малых лет растет в атмосфере безверия и цинизма, видит нравственную нечистоту старших. Так было и с тем отроком, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, бесновавшимся и тяжко страдавшим, бросавшимся в огонь и в воду (см.: Мф. 17, 15).

Отец несчастного подростка был маловер - из тех, кому всякое явление, нарушающее привычный порядок вещей, кажется невозможным. Он и повел-то сына своего к апостолам, а потом и к Спасителю только для очистки совести, чтобы иметь право уныло сказать себе: "Вот, для сына я сделал все, что мог, даже к чудотворцам водил его, но и эти не помогли". Каким рассудочным холодом веет от его обращенной к Иисусу просьбы: Если что можешь... помоги нам (Мк. 9, 22). А ведь Кому он говорит свое если что можешь? Самому Сыну Божию, Господу Всемогущему.

Почему апостолы, уже воспринявшие от Спасителя дар чудотворений, не смогли исцелить бесноватого отрока? Дело даже не в том, что силен был вселившийся в него демон. Чудеса исцелений складываются из двух встречных потоков: Божественной благодати и устремленной к ней горячей веры самого страждущего или его ближних. Апостолы же, пытаясь исцелить отрока

наткнулись на глухую стену маловерия. Не мог веровать сам подросток, ибо всецело находился во власти злого духа, не верил и отец несчастного. Огражденный этим безверием, как крепостью, демон насмехался над усилиями апостолов, ибо и их вера еще не была совершенной.

Разрушать демонскую твердыню пришлось Самому Спасителю. Струной, которую пробудил Господь Иисус в сердце отца-маловера, была родительская любовь. Словами всё возможно верующему (Мк. 9, 23) Господь давал понять этому человеку, что только от него, от его способности уверовать зависит, избавится ли его сын от страданий. И очерствевшее сердце дрогнуло, отец отрока воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Этого порыва оказалось достаточно: Иисус Христос изгнал из отрока терзавшего его нечистого духа.

Духи злобы рыщут повсюду, стремясь вселиться в людские души и поработить их. Многообразны личины коварных бесов, они не только выискивают слабости каждого из нас, но и приноравливаются ко времени, в котором действуют.

Долгие десятилетия в нашем отечестве прикровенно господствовали демоны воинствующего безбожия. Сейчас они ослабели. Церковь получила возможность свободно возвышать голос для проповеди слова Божия. Но значит ли это, что опасность миновала, что народ спасен? Увы, нет. Народ, выбирающийся из пропасти бездуховности, диавол силится столкнуть в пучину вседозволенности.

Тем, кто за внешним прозревает сокровенное, наша современность видится ареной открытой схватки сил света и бесовских полчищ. Битва идет за молодое поколение, за детей наших. В их нежное неокрепшее сознание вливается мутный поток фильмов и телепередач, фотографий и картинок, статей и книг, пропагандирующих насилие, блуд, наживу, "сладкую жизнь". Таким образом враг рода человеческого стремится вырастить на нашей земле поколение "бесноватых отроков", которых вселившиеся в них демоны ввергали бы попеременно то в огонь смрадных наслаждений, то в гнилую воду жестокосердия. И если мы не найдем в себе сил воспротивиться этому, так оно и будет.

Что сказать о тех журналистах и режиссерах, художниках и писателях, которые ради денег или из-за собственной испорченности становятся прислужниками на этом бесовском шабаше? Священное Писание гласит: горе тому, через кого приходят соблазны. Но увы, горе и тем, кто подпадает соблазнам.

Страшно, братья и сестры возлюбленные, страшно за детей. Каждое непотребное зрелище, свидетелем которого становится ребенок, прорубает брешь в защитной оболочке юной души, и от внедрения бесовского уже может не спасти даже и благодать Святого Крещения. Фальшивы отговорки вроде того, что "ребенок не понимает", - картины греха ядовитыми семенами ложатся в подсознание и дают порой ужасающие всходы. Враги своим детям те отцы и матери, которые не заботятся о чистоте их впечатлений, еще худшие враги им - те родители, которые сами проводят жизнь в нечистоте, заражая ею детей.

Веруя и любя, мы сможем спасти и себя, и ближних своих, и весь народ наш. Но, приступая к подвигу христианского делания, мы должны прежде всего изгнать злых духов из собственных душ, ибо каждый из нас подвержен своего рода беснованию.

Что такое одержимость, как не рабствование демону? Но разве тот, кто и дня не может прожить без мясных блюд, не раб беса чревоугодия? Тот, кто не может удержать язык от осуждения ближних, разве не прислужник беса злословия? А в каком омерзительном плену держат людей липкий бес блуда и цепкий бес пьянства? Какой звериный облик придает нам хищный бес гнева? И сколько еще адских исчадий таится во глубине наших душ?

Мы приходим в Церковь, а за нами неотвязно влачатся наши страсти и пороки. Часто они уже так застарели, так срослись с нами, что избавиться от них кажется невозможным. Но о самых матерых, самых вкоренившихся демонах сказал Спаситель: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Молитва и пост! Пост и молитва! Двумя крыльями веры назвал их святитель Иоанн Златоуст. На этих крыльях мы можем подняться ввысь и сбросить с себя цепляющихся за нас злых духов.

В воздержании от тяжелой и жирной пищи, посте телесном скрыт глубокий духовный смысл. Тело, пресытившееся едой, начинает требовать и других ублажений: отсюда леность, сонливость, различные похоти. "Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе", - говорит святитель Василий Великий. Воздержание в малом укрепляет волю человека, делая ее

сегодняшний праздничный день, дорогие братья и сестры, Соловецкая земля, а с нею и вся Русская Церковь отмечает память всех Соловецких святых. Вчера мы прославляли первоначальников соловецких - прпп. Зосиму, Савватия и Германа. Мы знаем, по слову Евангелия, что там, где двое или трое собраны во имя Бога, Сам Бог пребывает посреди них (Мф. 18, 20). Бог по молитвам преподобных освятил эти дикие места и вслед за святыми отцами на эти острова потекли многочисленные подвижники благочестия, их ученики, ученики учеников: Даже те, кто не видели преподобных в их земной жизни, но слышали об их подвигах, в желании подражать им, тоже пришли в эти места. В этом Спасо-Преображенском соборе веками молились очень разные люди, которые приезжали на Соловки из самых разных уголков нашего Отечества. Что двигало этих людей в одно избранное Богом место? Можно сказать, что искание Бога, ибо как сказал Сам Господь: ищите же прежде Царства Божия и правды Его и все

11, 6), поэтому подвиги наших святых были основаны на краеугольном камне веры, который есть Христос (Мф. 21, 33-45). Этот краеугольный камень веры закладывался в основания всех наших обителей, веры в то, что Господь наш Иисус Христос совершил дело спасения всего мира и всего человечества. Нам с вами и всем грядущим поколениям остается лишь это спасительное действие в нашей жизни исполнить. Господь взял на себя грехи мира, но требует, чтобы каждый человек взял на себя и понес свой крест.

Мы прославляем в нынешние дни Преображение Господне. Каждый, кто поднимался хоть на небольшую гору, знает как трудно подниматься с грузом за спиной. Наша жизнь часто наполнена грехами, которые не дают нам возвысить свой ум и сердце к Богу. И святые, зная об этом это, оставляли мирские дела и попечения и уходили в пустыни, для того чтобы очиститься от всякой скверны плоти и духа. Нам же, чтобы приблизиться к Богу, не надо искать удаленных мест. Если мы, хотя бы на время оставляем свои земные заботы и приходим в храм, где стараемся молитвенно приблизиться к постижению Евангелия, то вполне можем совершить дело, ради которого Господь пришел в мир. Господь принес благую весть, которая связана с покаянием, поэтому преображение является для человека исполнением данного ему завета: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Ибо что такое покаяние? Это изменение жизни к лучшему. И мы знаем из церковных песнопений, что подвижники, живущие в обителях и пустынях, именно оставляли худшее и стремились к лучшему, оставляя нам образ служения Богу. Ибо труд, который мы с вами предпринимаем, когда приходим в храм, не является напрасным, а является для нас спасительным.

Когда Бог создал человека и поселили его в Раю, то дал человеку и заповедь хранить и возделывать Рай (Быт. 2, 7-15). И Адам, как это кажется современным людям, не был в безделье. Он трудился, но этот труд был легким, так как был связан с благодатью Духа Святого. Современный человек, который постоянно удаляется от Бога, считает труд чем-то излишним, считает труд наказанием. Но это происходило и происходит именно из-за отступления от Бога, именно нарушение заповеди привлекло в жизнь смерть и теперь нам приходится нести различные труды. Господь сказал падшему человеку: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 19). Труд стал нелегким, человек должен научиться заставлять себя. Но во время любого труда, когда бывает тяжело духовно и телесно, человек должен вспоминать эти

вятой апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме; с раннего детства он начал изучать священные книги и закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца. От него святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих. Настало время, когда Господь, по прошествии тридцати лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии крещения от Иоанна, явил Себя миру: собрав учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовью: оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостью Его учения.

Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, но и для апостольского служения. Сначала святой Матфий принадлежал к числу семидесяти меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: "Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим" (Лк 10, 1); после же вольных страданий, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа

и в Македонии, где нечестивые греки, желая испытать силу возвещаемого святым апостолом учения, схватили его и заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения: кто выпивал ее, тот делался слепым. Но святой Матфий, выпив во имя Христово отраву, не потерпел от нее никакого вреда и даже ослепленных этою отравой - их было более двухсот пятидесяти человек - исцелил, возлагая руки и призывая имя Христово. Диавол, не терпя такого поругания, явился язычникам в виде отрока, повелевая убить Матфия, так как он уничтожает почитание бесов; когда же они хотели схватить святого апостола, то принуждены были в течение трех дней безуспешно искать его: святой Матфий, хотя и ходил среди них, был им невидим.

Потом святой апостол явился к искавшим его язычникам и добровольно предал себя в руки их; они, связав его, заключили в темницу, где явились ему бесы, с яростью скрежетавшие на него зубами; но в следующую ночь ему в великом свете явился Господь; ободрив святого Матфия и освободив от оков, Он открыл двери темницы и выпустил его на волю. Настал день, и апостол снова встал среди народа, еще с большею безбоязненностью проповедуя имя Христово; когда же некоторые, ожесточившиеся сердцем, не веруя его проповеди и придя в ярость, хотели убить его своими руками, внезапно разверзлась земля и поглотила их; оставшиеся же пришли в ужас, обратились ко Христу и крестились.

Затем апостол Христов снова возвратился в жребий свой - в Иудею, и многих от сынов Израилевых он обратил к Господу Иисусу Христу, возвещая им слово Божие и подтверждая его знамениями и чудесами: именем Христовым святой Матфий возвращал слепым зрение, глухим - слух, умирающим - жизнь, восстановлял хромых, очищал прокаженных и изгонял бесов. Называя Моисея святым и побуждая соблюдать закон, данный ему Богом на скрижалях, святой Матфий в то же время учил веровать во Христа, в знамениях и прообразах предвозвещенного самим Моисеем, предсказанного пророками, посланного Богом Отцом на спасение миру и воплотившегося от Пречистой и Пренепорочной Девы. При этом все пророчества о Христе святой Матфий истолковывал, как уже сбывшиеся на пришедшем Мессии.

В это время первосвященником иудейским был Анан, ненавидевший Христа и хуливший Его имя, - гонитель христиан, повелевший сбросить с кровли церковной святого апостола и брата Божия Иакова и тем убивший его. И вот когда святой Матфий, обходя Галилею, проповедовал Христа, Сына Божия в здешних синагогах, ослепленные неверием и злобою иудеи, исполнившись сильной ярости, схватили святого апостола и привели в Иерусалим к помянутому первосвященнику Анану. Первосвященник, собрав Синедрион и призвав на суд святого апостола, обратился к утратившему совесть сборищу с такими словами:

- Вся вселенная и настоящее собрание знают, какую укоризну навлек на себя наш народ, и это - не по нашей вине, но по развращению некоторых, от нас же вышедших, и по ненасытному корыстолюбию - скорее мучительству - римских правителей; не следовало бы и упоминать об этих вводителях новых ересей, прельстивших столько тысяч народа; вы сами знаете, сколько из них побито римскими воинами; так погибли обольстители и обольщенные, покрывая позором наше племя; таковы родоначальники ересей Иуда Галилеяин и Февда Волхв; с их погибелью уничтожилась и самая память о них. Но среди всех подобных еретиков восстал ересиарх Иисус Назорянин: Он называл Себя Сыном Божиим и Богом и многих удивлял Своими волшебными знамениями и чудесами, привлекая к Себе сердца и проповедуя отменение закона; за что и принял суд по закону, который хулил. И что сказать? Разве мы не знаем, что закон дан был Моисею Самим Богом, что его соблюдали патриархи и пророки, которым Бог даровал силу совершать такие чудотворения, каких не мог Иисус: кто не знает Моисея, с Богом как с человеком беседовавшего? Кто не знает Илию, взятого в рай на огненной колеснице? Кто не слышал, что умерший, выброшенный на мертвые кости Елиссея, ожил? И иные угодники Божии сколько совершили чудес, однако не один из них не дерзнул на такое дело, как Иисус, - присваивать себе честь Божию и устанавливать новый закон; пророки, вдохновляемые Святым Духом

говорили исполненные смирения, а Он с гордостью говорил Свои собственные измышления и дошел до такого безумия, что первосвященников и князей подвергал укоризненным порицаниям, а книжников и фарисеев называл лицемерами; сделал ли что подобное кто-либо из пророков? И по гордости Своей Он обрел соответственный конец, приняв мзду по делам Своим. О, если бы память Его с Ним погибла, и учения Его, с Ним умершего, никто не воскрешал! Особенно же печально, что храм Божий, святой город и законы отцов находятся в рабстве у римлян, и нет ни сострадающего, ни соболезнующего, ни избавляющего; нас без вины влачат по судилищам, а мы терпим; нас обольщают, а мы даем молчаливое согласие; нас грабят, а мы не издаем и звука; и - что всего печальнее - галилеяне предают нас в руки римлян, без стыда обвиняя нас и народ наш в убиении Иисуса, как неповинного. Лучше пусть погибнут эти немногочисленные галилеяне, чем это святое место и весь народ наш подвергнется истреблению от римлян; из двух зол - если нет возможности избежать обоих - следует избирать меньшее, более терпимое. И этот, сейчас стоящий пред нами ученик Иисусов, достоин смерти; но пусть сначала сам в себе размыслит - мы не отнимаем времени для размышления, потому что не погибели, а исправления его желаем - и из двух пусть изберет одно: или следовать закону, данному Богом через Моисея, и тем сохранить жизнь, или именоваться христианином и умереть.

В ответ на это святой Матфий, подняв руки, сказал:

- Мужи и братья! Я не хочу говорить много о том обвинении, которое вы возлагаете на меня, - для меня имя христианина не преступление, а слава. Ибо Сам Господь говорит чрез пророка, что в последние дни "назовет рабов Своих новым именем (Ис 65, 15).

Первосвященник Анан возразил: - Разве не преступление считать за ничто святой закон, не почитать Бога и слушать пустые рассказы о волшебствах? - Если послушаете меня, - ответил святой Матфий, - я объясню вам, что проповедуемое нами учение - не басни и волшебство, но сама истина, уже давно засвидетельствованная законом.

Когда первосвященник дал свое согласие, святой Матфий открыл свои уста и начал истолковывать ветхозаветные прообразы и пророчества об Иисусе Христе, как Бог дал обетование праотцам, Аврааму, Исааку и Иакову, из семени их воздвигнуть такого Мужа, чрез Которого благословятся все земные племена, о чем и Давид говорит в словах псалма: "Благословятся в Нем (все племена земные), все народы ублажат Его" (Пс 71, 17),- как несгораемая купина прообразовала воплощение Христа от Пречистой Девы (Исх 3, 2), о Которой предсказал Исаия: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис 7, 14), то есть с нами Бог. Моисей тоже ясно предвозвестил о Христе, говоря: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой. - Его слушайте" (Втор 18,15). Он же предуказал вольные страдания Спасителя, вознеся на дерево змея, о чем говорил и Исаия: "Как овца, веден был Он на заклание" (Ис 53, 7) и: "И к злодеям причтен был" (Ис 53, 12); пророк Иона, вышедший невредимым из чрева китова, был прообразом тридневного воскресения Господня.

Эти пространные изъяснения ветхозаветных книг, говорящих о Христе Иисусе, привели Анана в гнев, так что он не выдержал и сказал святому Матфию:

- Так ли ты осмеливаешься посягать на закон? Разве тебе не известны слова Писания: "Если восстанет среди тебя пророк или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: "Пойдем в след богов иных, которых ты не

знаешь, и будем служить им"... И пророка того или сновидца того должно предать смерти? (Втор 13,1, 2, 5) Святой Матфий отвечал:- Тот, о Котором я говорю, не только Пророк, но и Господь пророков, Он - Бог, Сын Божий, о чем свидетельствуют истинные чудеса Его; поэтому-то я и верую в Него и надеюсь быть непоколебимым в исповедании Его пресвятого имени.

- Если тебе дадут время для размышления, покаешься ли ты? - спросил первосвященник.

- Да не будет, чтобы я отступил от истины, которую уже обрел, - отвечал святой апостол. - Я всем сердцем моим верую и открыто исповедую, что отверженный вами и преданный на смерть Иисус Назорянин есть Сын Божий, единосущный и совечный Отцу, а я раб Его

Тогда первосвященник, затыкая уши и скрежеща зубами, закричал:

- Хулит! Хулит! Пусть выслушает закон! Тотчас была открыта книга закона и было прочтено то место, где написано: "Кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой, и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество, пусть не щадит его око ваше и тем изымете зло из дел Израиля" (ср. Лев 24, 15-16).

По прочтении этого места, первосвященник сказал апостолу Христову:

- Твои слова свидетельствуют против тебя; кровь твоя падет на голову твою.

После этого первосвященник осудил святого Матфия на побиение камнями и апостола повели на казнь. Когда пришли на место, называемое Вефласкила, то есть дом побитых камнями, святой Матфий сказал к ведшим его иудеям:

- Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: "Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную" (Пс 93, 21); то же говорит и пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать (Иез 13, 19).

После этих слов апостола Христова два свидетеля - как требовал того закон - положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея; они же первые бросили камни в святого Матфия, причем последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая святого апостола, и он, подняв руки свои, предал дух свой Господу. Беззаконные же иудеи к мучению присоединили еще издевательство: уже по смерти мученика, они, из угоды римлянам, отсекли ему мечом по обычаю римскому голову - точно апостол Христов был противник кесаря.

Так, подвизаясь добрым подвигом, святой апостол Матфий окончил свое течение. Верующие же, взяв тело апостола, с честью предали его погребению, воссылая славословия Господу нашему Иисусу Христу, Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

радуюсь возможности в день памяти святителя Тихона Задонского, чудотворца, молитвенника и просветителя земли нашей, прибыть в эту прославленную обитель с тем, чтобы вместе с вами отпраздновать ее 400-летие. Много славных страниц вписано в историю этого монастыря, игравшего в прошлом огромную духовную роль, но совершенно особым образом просияла обитель сия присутствием здесь святых и цельбоносных мощей святителя Тихона. Он завершил здесь свои дни - не на кафедре, как правящий архиерей, не в славе, а в смирении и простоте. Из его жизнеописания известно, что в последние годы люди настолько привыкли к тому, что он здесь, рядом с ними, что иногда могли и обидеть святителя, и сказать ему грубое слово - ведь так мало походил на владыку этот старец-затворник, который все свое время проводил в молитве и написании книг.

Конечно, уже тогда имя святителя Тихона было хорошо известно тем, кто интересовался духовной жизнью. Но ведь часто бывает, что люди, живущие рядом с великим человеком, этого величия не замечают. Он кажется им простым, он кажется им не таким совершенным, каким его представляют читатели его книг. А потому пребывание святителя Тихона на покое было, с точки зрения человеческой, делом непростым. Но недаром святой угодник Божий писал о тайниках внутренней жизни человека - потому что сам обладал колоссальным по силе духовным опытом и в ответ на обиды, на горькие слова, на недостаток почтения отвечал глубочайшим смирением, свидетельствуя, что даже горькие слова, обращенные в его адрес, не покрывают всей его греховности, а являются лишь возможностью частично искупить смирением свои грехи. Величайший пример для всех нас.

Бывает так, что люди, пребывающие отнюдь не в уединении и не на покое, а, напротив, во славе и чести, даже не от прямой обиды - потому что чаще всего таких людей никто не смеет обижать, - а лишь от косвенного намека теряют присутствие духа, расстраиваются, переживают или впадают в гнев. Смирение - величайшая христианская добродетель, которая является не слабостью человека, а внутренней силой. Не ответить обидчику, промолчать перед оскорбителем, осознать свой

как и мы с вами, научаемые евангельскими словами; но он принял их всем своим сердцем.

Сегодня, в день памяти святителя, мы читали небольшой отрывок из пятой главы Евангелия от Матфея, где находим удивительные слова: "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы" (Мф. 5:14). А несколько ранее в этом же Евангелии Господь, обращаясь к слушавшим Его людям, говорит: "Вы - соль земли" (Мф. 5:13). Соль земли, свет мира... Не миру, а мира, то есть вы - самое лучшее, что есть в мире. К кому обращает Господь эти слова? К простым жителям Галилеи, которые собрались слушать Спасителя на холме на берегу Галилейского моря, почти рядом с городом Капернаумом, где Господь жил во время Своего пребывания в Галилее. А почему Господь обратился к этим простым людям, назвав их солью земли и светом мира? А потому, что только что Он адресовал им другие слова. Он обратил к ним Свои заповеди блаженства - те самые заповеди, в которых формулируются величайшие нравственные законы человеческого бытия.

Эти девять христианских заповедей не находятся ни в каком противоречии с десятью заповедями Моисея. Но, как сказано в том же Евангелии, что мы слышали сегодня, Господь о Самом Себе говорит, что Он пришел не для того, чтобы нарушить закон - то есть Моисеев закон, - но чтобы исполнить его. И Он исполняет и восполняет Моисеев закон этими удивительными девятью заповедями: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем, блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду, блаженны изгнанные и гонимые за Христа (см. Мф. 5:3-11)... И уже потому, что жители Галилеи услышали эти слова и, конечно, приняли их своим сердцем, Господь говорит: "вы - свет мира, потому что если будете исполнять эти заповеди, будете светом, будете силой, будете красотой этого мира:"

Святитель Тихон Задонский осуществил эти заповеди. От внутреннего своего опыта он и проповедовал, и писал свои книги, которые до сих пор поражают читателей своей глубочайшей духовностью, своей силой, своей притягательностью. Недаром заповеди сии называются заповедями блаженства, заповедями человеческого счастья - потому что по воле Божией человек устроен так, что только живя по этим заповедям, он

арство Небесное и вечный покой подай, Господи, приснопамятному протоиерею Иоанну.

Только что, братья и сестры, мы совершали из глубины сердца исходящую молитву ко Господу Богу о том, чтобы всемилостивый Господь упокоил душу раба Своего протоиерея Иоанна в селениях праведных. Мы верим и надеемся на милосердие Божие, на то, что Господь дарует Царство Небесное верному рабу Своему, который на протяжении многих десятков лет усердно совершал свое служение и как протодиакон, и в дальнейшем как священник, как духовник, который предстоял Престолу Божию и молился о всех православных христианах.

Сегодня, когда мы вспоминаем и молимся об отце Иоанне, мне бы хотелось, чтобы вы обратили свое внимание на одну черту его жизни, его пастырского служения. А именно на то как он любил молиться и о живых, и о умерших. Я могу свидетельствовать, что еще задолго до начала богослужения, часа за два, отец Иоанн уже приходил в храм. Он становился к жертвеннику там, где лежали просфоры, и поминал живых и умерших. И это поминовение продолжалось на протяжении нескольких часов. И это урок нам, как мы должны совершать молитву. Как мы должны любить молиться и о живых, и о умерших, и о самих себе, о тех, кого мы, может быть, один раз в жизни встречали. Молиться о том, чтобы Господь был милостив ко всем нам, ко всем православным христианам.

Все те, за кого молился отец Иоанн, они также совершали свою усердную молитву и о нем. А особенно те, которые находятся уже там, в Жизни Будущего Века. Мы, живые, иногда по черствости своей не ощущаем тех молитв, которые совершаются за нас. А они, уже предстоя там Престолу Божию, постоянно чувствуют эти молитвы. И с благодарностью отвечая на эти молитвы, также просят Бога и молятся о тех, кто совершает за них молитвы. Поэтому, братья и сестры, будем молиться и о самих себе, и о тех, кто живет рядом с нами, и о тех, кого уже нет на этой земле, но кого мы по милости Божией помним и за кого можем совершать свои молитвы. Казалось бы, его нет рядом с нами, а его назидательные уроки мы можем принимать с пользой для самих себя.

Сделать бесплатный сайт с uCoz