Храм во имя святого праведного Лазаря





http://vologda-eparhia.ru/

160032, г. Вологда,
ул. Бурмагиных, д. 50
(8172) 21-91-06
protas71@yandex.ru


Очень часто люди думают, что каких-то традиций, связывающих нас со старой жизнью, со святой Русью, не осталось. Но стоит прийти в Лазаревский храм, эта мысль исчезает. Здесь очень сильно чувствуется связь с духовной традицией наших предков, которые завещали нам хранить и беречь православную веру. В этом месте молитва к Богу прерывалась за всю более чем двухсотлетнюю историю нашего храма всего на 7-8 лет.

Началось все с указа Императрицы Екатерины II от 1772 года, по которому во избежание эпидемий предписывалось устраивать новые кладбища за городскими пределами. В Вологде таких кладбищ было решено учредить три, в 1775 году под одно из них была отведена земля на Горбатом поле и было предписано построить на нем церковь. В 1777 были построены и освящены два придела в честь св. вмч. Феодора Стратилата и св. вмч. Димитрия Солунского в теплой ее части. В 1790 году храм (по сей видимости холодная его часть) был освящен в честь святого праведного Лазаря, и церковь официально стала именоваться Лазаревской. Ко второй половине 19 века храм обветшал, стал «низким, мрачным и сырым». Хлопоты по постройке новой церкви начал с 1879 года тогдашний настоятель – иерей Иоанн Анурьев. Ему пришлось перенести множество трудностей, искушений, встретить непонимание со стороны Консистории, но его усердие увенчалось успехом. В Неделю Всех Святых, 31 мая 1887 года новый, ныне существующий, храм был освящен епископом Израилем (Никулицким). До самых переломных моментов нашей истории он жил своей обычной жизнью скромной кладбищенской церкви. Здесь провожали в последний путь вологжан, в поминальные родительские дни множество людей наполняло и кладбище, и храм Божий, стоящий на нем. Ситуация в корне изменилась, когда в конце 20х-начале 30х годов двадцатого века богоборческой властью стали закрываться городские храмы и монастыри. Многие священники стали собираться в оставшихся приходах, туда переносили сохраняемые святыни, и по воспоминаниям современников тогда Лазаревская церковь стала чем-то вроде неофициального кафедрального собора, где часто служили вологодские епископы, как правящие, так и викарные. В 1937 или 1938 году власти передали здание храма обновленцам, которые собственно и способствовали его окончательному закрытию. Возродилось церковное богослужение лишь с октября 1945 года, и с этого времени, когда кругом был мрак безбожия, он, как свечечка, горел и освещал, насколько мог, людям путь к Богу. А затем, когда изменились отношения государства и Церкви, от этого пламени, как свечки, стали зажигаться другие храмы Вологодской епархии. Из этого прихода вышло много священнослужителей, которые сейчас являются настоятелями многих храмов. Они какое-то время служили в Лазаревском храме, а значит, впитали в себя тот дух, который связывает нас с духовной традицией предшествующих поколений. Ризница Лазаревского храма одарила богослужебными принадлежностями, книгами, иконами многие храмы Вологодской епархии, чтобы быстрее наладить в них, только еще открывающихся, богослужебную жизнь. Среди них Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, храм Святителя Николая во Владычной слободе, храм Успения в Верховажье. Еще одной особенностью Лазаревского храма является то, что в нем сохраняются многие святыни, связанные с историей святости нашего города, а можно сказать, и нашей епархии. Во-первых, возле Лазаревского храма находится место погребения преподобного Герасима, который считается основателем нашего города. И в настенной росписи есть изображение преподобного Герасима, и традиции богослужебного почитания в храме сохранялись уже после разрушения Троицкой церкви: это день пришествия Герасима на реку Вологду (1 сентября), день его преставления ко Господу (17 марта). Это тоже праздники Лазаревского храма, которые отмечаются как престольные, с крестными ходами.

Храм имеет частицу мощей преподобного Феодосия Тотемского, который родом был из Вологды, а свое церковное послушание проходил во граде Тотьме. Его чудесно обретенные мощи служили главной святыней того края до начала XX века. Нетленными их обнаружили при перестройке храма в конце 18 – начале 19 века. В 1919 году они были у Церкви изъяты и находились в музее. В 1988 году, когда святые мощи по всей России возвращали Церкви, мощи преподобного Феодосия были возвращены Вологодской епархии. С 1988 года по 1994 год они находились в Лазаревском храме. Когда в Тотьме были созданы условия для должного хранения и почитания мощей, они были перевезены туда. А несколько лет они были здесь. В память пребывания частица мощей сохраняется сейчас в ковчеге в нашем храме. И преподобному Феодосию мы так же, как и преподобному Герасиму, служим молебны с акафистом. Тоже считаем его своим небесным покровителем.

Если смотреть дальше историю вологодской святости, то можно вспомнить о вологодских святых XX века. Это праведный Александр Баданин. Место его погребения возле Лазаревского храма – тоже место благодатное, светлое. Люди приходят и получают от этого святого помощь. Наверняка, он бывал и в этом храме. Матушка его точно была, потому что в синодике Лазаревского храма есть запись о поминовении рода Баданиных, которую она внесла. Вначале молились о поминовении родственников, затем в синодик для вечного поминовения карандашом было вписано имя праведного Александра, скончавшегося в 1913 году. Теперь мы этот синодик восстановили, и с 1846 года все вкладчики на вечное поминовение поминаются за богослужением. Не во многих храмах есть такой полный синодик с множеством имен благотворителей. Завет предков, их надежда на вечное поминовение не посрамились, и воля вологжан, живших ранее, свято выполняется.

Эпоха гонений на Церковь также даровала приходу своего молитвенника. Это новомученик епископ Вельский Николай (Караулов), который служил в Лазаревском храме, будучи на покое, в конце 20-х – начале 30-х годов. В 1932 году он был арестован. И пропал, погиб в застенках. Он прославлен в лике святых новомучеников и также является святым покровителем нашего храма.

Можно сказать еще об одной святыне. Она связана, вероятно, уже с послевоенной историей. Нет точных свидетельств, когда попала в храм «Семистрельная» икона Божией Матери, но так или иначе, с 1945 года она уже находилась здесь. По преданию, это та самая икона, которую люди сохраняли после разрушения храма Иоанна Богослова на реке Тошне под Вологдой, где она была чудесно явлена. Точный год явления ее неизвестен. По справочникам, по свидетельствам историков, устанавливается примерно XVIII век. В 1830 году икона, к тому времени уже почитавшаяся, была принесена в Вологду для общегородского моления об избавлении от холеры. Тогда была принесена еще одна икона – Успения Пресвятой Богородицы из Семигородней пустыни, она находится сейчас в Вологодском музее-заповеднике, а вот «Семистрельная» находится в Лазаревском храме. После того, как эпидемия прекратилась, икону вернули обратно. А в Вологде в напоминание об этом чудесном событии была оставлена копия – список. Этот список находился в Димитриевской церкви «на Наволоке». По всей видимости, он попал в нынешний кафедральный собор. Там, в верхнем храме, находится такая же, как в Лазаревском, по особенностям живописного изображения более поздняя икона. У них даже и ризы одинаковые – бархатные. Такая особенность, как бархатные ризы, украшенные бисером, стеклярусом, есть не у каждой иконы.

Еще одна святыня – икона Воскресения Христова, которая теперь находится в иконостасе, в начале 90-х годов мироточила. Есть предание, что она была принесена из закрывшегося храма Воскресения Христова «на Ленивой площадке» – первого вологодского храма, который упоминается в житии преподобного Герасима, нашего древнего кафедрального собора. Храмовый праздник того Воскресенского храма – а это был праздник Воскресения Словущего, 26 сентября – перешел в Лазаревский храм. В этот день, и до войны, и после, всегда совершалось торжественное богослужение с Пасхальными песнопениями.

Во внутреннем убранстве нашего храма тоже есть некоторые особенности. На стенах изображены святые, которые в разное время прославили Вологодскую епархию: преподобные Сергий Нуромский, Павел Обнорский, Димитрий Прилуцкий, Феодосий Тотемский, Иоасаф Спасо-Кубенский, затем Григорий Пельшемский, Герасим Вологодский. Такое количество изображений вологодских святых есть не везде. Скорей всего, одна и та же артель в свое время расписала и Лазаревский храм, и храм Покрова «на Торгу», и Андреевскую церковь. Интересно, что потолок у нашего храма плоский, это многих смущает, удивляет. Это обусловлено, видимо, какими-то строительными соображениями. Росписи на потолке тоже необычны. Они копируют васнецовские росписи Владимирского собора в Киеве. В других вологодских храмах таких изображений видеть не доводилось.

Таким образом, в одном храме собрана история святости Вологодской епархии, начиная с XII века, заканчивая XX. Это явление уникальное. Может быть, только кафедральный собор имеет больше святынь, но у него особое положение – это единственный приход, который ни разу не закрывался. Конечно, туда приносились многие святыни со всего города. Тем не менее, такого собрания святынь, как у нас, ни в каком другом храме епархии нет.

Благодатную атмосферу Лазаревского храма ощущают и многие паломники. Владыка Симон из Бельгии посещал наш храм. Когда привозили мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, сопровождавший их епископ Бостонский Михаил из Русской Зарубежной Церкви в числе других святынь епархии был ознакомлен и с Лазаревским храмом. Приезжают паломники из Москвы, Петербурга, из православной гимназии в Коломне.

В Лазаревский храм люди приходят помолиться в тишине, в благоговении. Эта традиция всегда поддерживалась всеми настоятелями, которые там служили. Протоиерей Александр Беляев – первый настоятель послевоенной поры, человек тонкой души, художественно одаренный, прекрасно рисовал, пел. Недавно одна из его дальних родственниц принесла в духовное училище фотографию, как он в 80 лет колокола исправляет в Лазаревском храме. Ему не понравился звон, он поднялся на колокольню и стал перевязывать языки у зазвонных колоколов. За этим занятием его и сфотографировали. До сих пор батюшку этого многие вспоминают добрым словом. Он скончался в 60-х годах, похоронен за алтарем Лазаревского храма. После него настоятелем был отец Геннадий Яблонский. Он был секретарем епархии. Тоже очень образованный, высококультурный человек. Его тоже прихожане очень любили. Он отошел ко Господу на родине, в Белоруссии. Но его родственники живут в нашей епархии. Они приезжают каждый год на могилку матери отца Геннадия, которая похоронена у храма.

Очень известен был в свое время отец Владимир Завальнюк. Он тоже занимал очень ответственную должность секретаря епархии. Он служил в то время, когда уже произошел перелом в отношениях государства и Церкви. Не упустил этот момент, и Лазаревский приход при его настоятельстве укрепился. Был построен приходской дом, сделан замечательный ремонт. Его хозяйственная жилка привела и к внешнему украшению храма. Конечно, и богослужебная жизнь не замирала. Он был прекрасным проповедником. Люди приходили послушать его проповеди. Сохранились фотографии крестных ходов. Он сам по себе был такой видный, красивый человек. При нем Лазаревский храм переживал период расцвета – и духовного, и материального.

Потом, когда ситуация изменилась, и стали открываться другие городские храмы, народу в нем стало поменьше.

А после отца Владимира, он отошел ко Господу, казалось бы, в расцвете сил, ему было 50 лет, настоятелями Лазаревского храма были разные батюшки: отец Геннадий Грибанов, протоиерей Василий Чугунов. Отца Василия сменил игумен Никита (Третьяков), он тоже прослужил здесь не один год и по болезни вышел за штат.

В 2004 году настоятелем храма святого праведного Лазаря Четверодневного назначен иерей Алексий Сорокин. А поскольку он еще и ректор Вологодского духовного училища, то Лазаревский храм быстро стал «студенческим». Учащиеся отделения ставленников участвуют здесь в проведении богослужения, помогают катехизаторы. Регент хора – выпускница училища, некоторые из выпускников трудятся на приходе, в воскресной школе, за свечным ящиком.

Летом мы с учащимися посещаем место явления «Семистрельной» иконы Богородицы, почитаемой прихожанами. Там, на реке Тошне, стоял когда-то Иоанно-Богословский храм. Сейчас от него ничего не осталось. Силами Прихода установлен Поклонный Крест на месте явления иконы. Дважды в год в дни памяти иконы (Неделя всех святых и 13 /26 августа) к нему совершается паломничество.

Недавно обнаружена старинная фотография Иоанно-Богословской церкви, которая снята издалека, с горочки. Снимок принесла в духовное училище внучка последнего перед закрытием храма настоятеля.

В Лазаревском храме бывает сейчас много молодежи. Это не только учащиеся духовного училища. Приходят на экскурсии курсанты института права и экономики, студенты юридической академии, технического университета, изучающие курс «Основы Православной культуры». Молодежь из областного Центра детского и юношеского туризма, из молодежного православного центра «Воскресение» трудится на благоустройстве территории Горбачевского кладбища, приводит в должный вид место христианского погребения. На этом старинном кладбище погребены священнослужители, дворяне, купцы, представители многих сословий старой Вологды. Прибирая их могилы, ребята знакомятся с историей города, в поминальные дни зажигают лампадки на могилах у батюшек. И в этом – связь живых и ушедших.

У нас нет случайных «захожан», люди приходят с единственной целью – обратиться в молитве к Богу. В традиции русского народа – идти в храм пешком. Не на автобусе, не на троллейбусе, а именно пешком, своими ногами. И этим настроиться на богослужение. Городской шум по дороге к нашему храму всё тише, все внешние шумы, все раздражители потихоньку исчезают по мере того, как человек проходит мимо памятника 800-летию Вологды, сворачивает на старую Троицкую улицу. Раньше она называлась так, потому что вела к Троицкому храму. Потом она называлась Крестьянской, потом Парковой, теперь это улица Бурмагиных. Когда человек идет, мысли начинают немножко забегать вперед, и он уже мысленно в храме. Подготовка к богослужению происходит так, как было раньше.

Храм святого праведного Лазаря стоит на самой окраине города. И эта отдаленность тоже придает ему неповторимую уникальность. Это место неторопливой, неспешной и благоговейной молитвы.

Текст подготовил
прот. Алексей Сорокин

Святыни: Частица мощей преподобного Феодосия Тотемского, икона Б.М. «Семистрельная», икона Воскресения Христова, могила праведного Александра Баданина.

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни как правило таким образом: всенощное бдение накануне с 16:30, литургия с 8:30. Желательно время начала богослужения уточнять по телефону.

Проезд: Автобус № 11 от остановки «Старый рынок» до остановки «Горбачёвское кладбище» по расписанию.

Контактная информация

Почтовый адрес:

160032
г. Вологда

ул. Бурмагиных, д.50

Телефон:
Храм – 8 (8172) 21-91-06

e-mail:
protas71@yandex.ru

Банковские реквизиты:

Вологодское отделение 8638

МПРО Приход храма святого праведного Лазаря г. Вологды
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Рас. счет: 40703810912250100740

Кор. счет: 30101810900000000644

БИК 041909644

ИНН 3525054837 КПП 352501001

Сделать бесплатный сайт с uCoz